«Покушение на Вертикаль»

Министр культуры-единоросс на защите вертухаев

Новый министр культуры попробовал выступить в роли цензора. Владимир Мединский настоятельно порекомендовал руководству компании НТВ снять с эфира намеченный к показу 22 июня новый фильм режиссера Александра Устюгова «Служу Советскому Союзу».

По мнению министра, эта картина может «оскорбить ветеранов войны», многие из которых уже якобы направили в министерство письма с требованием запретить показ фильма.

Напомню, что фильм Устюгова снят по роману Леонида Менакера «Обед с дьяволом» и рассказывает о том, как в первые дни войны заключенные советского концлагеря с оружием в руках дали отпор немецким захватчикам, в то время как охрана лагеря «доблестно» разбежалась. Впоследствии все герои этого неравного сражения были, естественно, расстреляны «своими».

В момент написания этих строк нам еще неизвестна реакция дирекции телеканала на директиву Мединского. Да, она особенно и не важна.

Важен сам факт того, что министр выступил с очередной одиозной, но совершенно однозначной политической инициативой. Он выступил против «очернения» доблестных сотрудников органов.

Мединский ссылается при этом на мнение ветеранов. Но давайте посмотрим повнимательнее, каких именно ветеранов он имеет в виду.

Я даже не буду приводить данные статистики. Предлагаю самим посмотреть, много ли осталось к концу войны в живых русских парней 1920, 1921 и 1922 годов рождения? Единицы!

Если же сделать выборку по родам войск, то мы увидим, что пехотинцев или, скажем, танкистов среди выживших ровесников почти нет вовсе. Ведь это только в киносказках про четырех танкистов и собаку экипаж машины боевой прошел с боями от Оки до Одера. В реальной войне такому экипажу отводилось в среднем четыре минуты жизни с момента вступления в бой. Потом героев ждало бессмертие.

Читатель сам может легко догадаться, бойцы каких родов войск имели больше шансов дожить до Великой Победы.

В связи со сказанным становится примерно понятно, на каких именно ветеранов, доживших до преклонных лет, ссылался министр культуры.

Приведу конкретный и живой пример.

Автору этих строк довелось несколько лет назад присутствовать на презентации книги, построенной на воспоминаниях первостроителей Норильска. Она так и называлась «О времени, о Норильске, о себе».

Зал московского Дома культуры был заполнен, как это принято говорить, убеленными сединами ветеранами. Сверкало золото погон, переливалось серебро орденов и медалей.

Вдруг по залу прошел недовольный ропот. Ветераны неожиданно поняли, что книга построена на воспоминаниях узников Норильлага! Послышались возмущенные возгласы с требованиями «прекратить прославление предателей и врагов народа». Полковники и подполковники свистели, топали ногами, требовали убрать автора со сцены, с гордостью выкрикивали, что «в сорок первом лично расстреливали таких ублюдков». Последнее, к счастью, относилось не к составителю альманаха, а к героям и авторам его рассказов.

Зал оказался наполнен бывшими вертухаями! Именно они, сотрудники органов и ВОХРа, составляли и составляют, мягко говоря, значительную часть тех, кого нам представляют сегодня как «ветеранов Великой войны».

Подозреваю, что именно таких ветеранов имел в виду Мединский, когда говорил о двух тысячах писем, поступивших всего за несколько дней в министерство культуры.

Я не поленился и посмотрел фильм Александра Устюгова.

При всем желании и уважении фильм «Служу Советскому Союзу» трудно назвать шедевром. Но это, без сомнения, очень крепкая жанровая работа. Приятно удивили профессиональные работы исполнителей главных ролей Максима Аверина и Ноны Гришаевой.

Однако дело даже не в достоинствах или недостатках данного фильма.

Дело в том, что фильм затронул важную и болезненную проблему. Недаром столько людей уже посмотрели его в эфире украинского телеканала, чтобы потом поднять, не побоюсь этого слова, истошный визг.

Для начала в качестве реплики отмечу, что, назвав фильм «спорным» с исторической точки зрения, гражданин министр проявил удивительную дремучесть как раз в области его любимой военной истории.

Главные герои ленты как раз имеют своих реальных прототипов. В судьбе писателя и журналиста, ветерана гражданской войны в Испании Михаила Донцова (Аверин) явственно угадывается столь же трагичная судьба его тезки, талантливого советского журналиста Михаила Кольцова. Образ актрисы Таисии Мещерской (Гришаева) несет в себе отдельные черты характера Татьяны Окуневской и Зои Федоровой. Последнюю, кстати, предательская пуля наемного убийцы все-таки настигла, только спустя много лет после войны.

Что же касается общей сюжетной канвы, то любой ветеран Заполярья охотно расскажет немало историй о том, как в годы войны в разных обстоятельствах то тут, то там заключенные лагерей, как «политические», так и «урки», презрев личные обиды, становились на защиту Отечества.

Но не тщательно скрываемая официальной историей достоверность вызвала такое раздражение у «ветеранов» и их чиновных покровителей.

Рискну предположить, что дело тут в развенчании мифа о «рыцарях без страха и упрека», бесстрашных бойцах с «горячим сердцем и чистыми руками».

Впрямую фильм не говорит об этом. Но

за каждым кадром читается настойчивое утверждение, что советская карательная система, если и могла воспитать в своих сотрудниках какие-то качества, то только беспринципность, садизм, жестокость и вытекающую из них патологическую трусость.

С этим утверждением трудно не согласиться.

Как трудно не согласиться с тем, что за прошедшие десятилетия ситуация ненамного изменилась. Изменились форма, цвета погон и названия российских карательных органов. Но суть их, заключающаяся в ненависти к собственному народу и холуйской готовности выполнить любой приказ тирана, осталась, увы, неизменной.

Разумеется, такого наша официальная культура стерпеть не могла. Увиденное ими оказалось равносильным покушению на основы пресловутой силовой вертикали, якобы возведенной в последнее десятилетие. Отсюда и истерика чиновников.

Понять их тоже можно. Появление подобных фильмов наглядно показывает, что терпение народа не безгранично. Когда оно лопнет, мало никому не покажется.

Георгий Глазунов

 

 

http://www.kasparov.ru/material.php?id=4FE199B35785D